Коппелия
Балет в трех действиях
Композитор — Лео Делиб
Либретто — Шарль Луи Нюитер, Артур Сен-Леон по новелле Э. Гофмана «Песочный человек»
Хореография — Валентин Бартес
Балетмейстер-постановщик — Валентин Бартес (Румыния)
Дирижер-постановщик — Валерий Волчанецкий
Художник-постановщик — Алексей Амбаев
Художник по костюмам — Джанлука Саитто (Италия)
Художник по свету — Константин Никитин (Москва)
Репетиторы — Татьяна Муруева, БаяртоДамбаев, Лариса Башинова, Елена Дамбаева, Ольга Ивата
Мировая премьера: 25 мая 1870 года в Гранд-опера, Париж
Премьера постановки: 17 мая 2017 года
Описание
Над балетом «Коппелия», ставшим рубежным в творчестве Делиба, композитор начал работать в 1869 году. Балет был написан по либретто Шарля Луи Этьена Нюитера (настоящая фамилия Трюине, 1828-1899), известного французского либреттиста и писателя, многолетнего архивариуса Grand Opera, автора текстов многих опер и оперетт, в частности оперетт Оффенбаха. В работе над либретто «Коппелии» принял участие и инициатор создания балета, хореограф Артюр Сен-Леон (настоящее имя и фамилия – Шарль Виктор Артюр Мишель, 1821-1870).
Сен-Леон был разносторонне одаренным человеком. Он дебютировал почти одновременно как скрипач (в 1834 году в Штутгарте) и как танцовщик (в 1835-м в Мюнхене), а затем в течение более десяти лет выступал как ведущий танцовщик на сценах многих городов Европы. В 1847 году Сен-Леон начал работу балетмейстером в парижской Академии музыки (позднее – Grand Opera), в 1848 году в Риме осуществил свою первую балетную постановку, а с 1849 года стал работать в Петербурге, где за 11 лет поставил 16 балетов. К тому времени, когда вместе с Делибом и Нюитером Сен-Леон приступил к созданию «Коппелии», он был уже видным маэстро, пользовавшимся заслуженным авторитетом.
В основу сюжета «Коппелии» положена новелла знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек», в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных.