«Лик богини»
Хореографическая элегия в одном акте
«Линии были безукоризненны, лицо светилось спокойствием, проникающим в сердце. В уголках рта богини пряталась нежная, таинственная улыбка. Лучи утреннего солнца словно оживили ее, сделали тоже земной. С восторгом и изумлением смотрел ученик на творение своего учителя. В сияющем образе богини всепрощающего и всепокоряющего милосердия была воплощена дочь простолюдина, монголка незнатного происхождения…
И ученик вдруг осознал подвиг мастера, поклонился ему в ноги, не в силах
сдержать волнение.⠀ Глаза ваятеля сверкнули и погасли. Не отрывая взора от богини, он тихо, словно в раздумье, ответил на поклон ученика: «Ты видишь мое последнее творение»». Композитор Юрий Ирдынеев опередил свое время. Недавно ушедший из жизни балетмейстер Генрих Майоров говорил, что еще не родился тот хореограф, который создаст балет на эту музыку. Но чудо свершилось. Поставленный в 1990 году балет «Лик богини» – это первый буддийский спектакль на сцене Бурятского театра оперы и балета. Он вызвал живой общественный резонанс и стал поворотным моментом в истории театра и всего профессионального искусства республики, заново открыв путь к религиозным сокровищам монголосферы. «Лик богини» — это пронзительная история любви не просто выдающегося
скульптора, но одного из правителей Монголии, сыгравшего огромную роль в развитии монгольской культуры. Потеряв возлюбленную на земле, он воссоздал ее образ в скульптуре, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Дарьх, и по прошествии нескольких столетий мы можем увидеть эти изображения.