Земля веры — Баргуджин Тукум
Балет в двух действиях


В национальном балете «Земля веры — Баргуджин Тукум» в постановке
известного современного хореографа Никиты Дмитриевского (Москва) мир
шаманизма встречается с миром буддизма. Главные герои — души
влюбленных, путешествующие по разным измерениям и встречающиеся в
новом перерождении. Балет основан на бурятской мифологии, освещенной в
научной литературе. Автором либретто балета стал драматург, прозаик и
публицист Геннадий Башкуев. Композитор — Анастасия Дружинина.
Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова.
Эскиз балета был показан в финале открытого Конкурса на создание
национального балетного спектакля в рамках подготовки и проведения
празднования 100-летия образования Республики Бурятия.
Постановка осуществляется на средства федерального бюджета при
поддержке Министерства культуры Бурятии.
БУРЯТСКАЯ АТЛАНТИДА
Национальный балет к 100-летию республики: путь Веры — это путь Любви
В национальном балете Бурятии, созданном к столетию республики, любовь
— не случайность. Это кармическая история. В похищении знатной
принцессы, влюбившейся в своего похитителя, — следы прошлых и будущих
жизней.
Сама «локация» новой постановки «Земля веры — Баргуджин-Тукум»
глубоко символична. Эта бурятская Атлантида всплывает из глубины веков
«как земля Баргу, а также Баргуджин Тукум, где шаманов больше всего»
(Рашид-ад-Дин, XIII в.). Шаманизм, перворелигия «лесных народов»
восточнее моря (Далай, Тенгис, Ламу, Байкал), царила в таежной стране
вплоть до позднего средневековья. «Но буряты гораздо раньше этого
времени были знакомы с ламаизмом через соседнюю Монголию» (Базар
Барадин). Таким буддистом-одиночкой предстает в начале действа герой-
изгой Тумэн. Именно в стране Баргуджин-Тукум встретились два крыла
протобурятских племен, шаманизм и буддизм, носителями которых являются
главные герои. Их трепетное чувство, крепнущее в испытаниях, — это
плавный переход наших предков в новую веру, объединяющую нацию
поныне. Современность постановки читается в акценте на модерн-балет.
Катализатором тягучего сгустка веков и вер выступает вневременность
любви в решении постановочной команды.
Звуки природы, пентатоники и электроакустики позволяют фантазировать на
вселенские темы, позволяя хореографу легко уходить от иллюстративности в
метафизический дрейф хореографической природы.
Для Никиты Дмитриевского это не первый опыт обращения к сложной теме.
За его плечами балет «Сансара», поставленный коллективом «Балет Москва»
и благословленный Далай-ламой, балет «Алем. История души» по
казахскому эпосу («Астана-балет»).
Балет — это всегда про любовь. Однако романтическая встреча Тумэна и
Асуйхан в трактовке театра еще и высоко исторична. На вершине Веры.
ГАУК РБ "Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова", ИНН 0323030041